Уникальная скульптура Беатрисы Сандомирской из коллекции Вологодской областной картинной галереи представлена в Кадниковском краеведческом музее, филиале БУК СМРО «Сокольский районный музей» на выставке к 85-летию Ю.А.Гагарина «Наши в космосе»
Беатриса Юрьевна Сандомирская (1894-1974) – одна из ярких представительниц отечественной скульптуры. Профессиональное образование получила у ведущих российских ваятелей — Л. В. Шервуда, Р. Р. Баха, С. М. Волнухина. Была знакома с С. Т. Конёнковым и считала себя его последователем. Она стала известна в возрасте 24 лет как автор первого памятника, поставленного в Москве по ленинскому плану монументальной пропаганды. Четырёхметровая ростовая фигура французского революционера Робеспьера из бетона была установлена 3 ноября 1918 года в Александровском саду. Однако, памятнику было суждено простоять только три дня. В ночь с 6 на 7 ноября того же года он был разрушен. Причина доподлинно неизвестна и в наши дни: то ли это было преступное посягательство, то ли следствие неправильной установки скульптуры на постамент, то ли разрушение плохого бетона из-за дождя и последующих заморозков.
Начало 1920-х годов Сандомирская встретила как ярый приверженец конструктивизма. В эти годы она свободно экспериментировала с различными материалами: металл, стекло, картон, фанера. Но достаточно скоро разочаровалась в конструктивизме, посчитав, что этот стиль ограничивает ее творческую фантазию, и уничтожила работы 1920—1922 года.
Не прошла Беатриса Юрьевна и мимо увлечения африканской пластикой, создав ряд произведений в эфиопском стиле. В 1930-х годах Сандомирская участвовала в работе «Бригады скульпторов, работающих в дереве». 1935 год стал годом представительной московской выставки «Скульптура в дереве», не ставшей однако, как планировалось, регулярной. Художники «Бригады скульпторов» проповедовали, что только дерево с его пластичностью является настоящим скульптурным материалом, предсказывали большое будущее деревянной скульптуре не только в интерьерах общественных зданий, но и на фасадах. Однако развитие советской монументалистики пошло по другому пути.
В поисках творческого вдохновения скульптор много ездила по стране, погружаясь в кавказскую и среднеазиатскую культуру и национальный колорит. Критики отмечал свойственные скульптуре Сандомирской мощную монументальную пластику, внутреннюю напряжённость, лаконичность и собирательность образов.
В 1966 году в Москве с большим успехом прошла персональная выставка мастера, на которой экспонировались 145 деревянных скульптур. В её экспозицию вошли самые разнообразные произведения: женские фигуры, портреты, барельефы, проекты памятников и уникальный в своем роде цикл «Космос», где рядом с изображением лётчика-космонавта Германа Титова соседствовали странные неземные существа из Галактики, фантастические жители Марса, Венеры и Юпитера, украшенные янтарными и металлическими вставками по дереву. Большая часть работ Сандомирской с этой выставки была приобретена ведущими музеями страны, попала в фонды Министерства культуры СССР. Именно из этих запасников отдельные из уникальных произведений художницы были переданы в 1977 году в фонды Вологодской областной картинной галереи.
На выставке посетители так же смогут познакомиться с другими предметами скульптурного и живописного искусства из фондов Вологодской областной картинной галереи. выставка будет работать до 1 июля, 2019г.