Родился в г. Кадникове, вырос, возмужал, нашел свое призвание, в чем немалая заслуга его первого учителя, художника В.В. Тимофеева (1886-1954), который организовал и возглавил художественную студию в г. Соколе Вологодской области, в городе, где жил и учился Н. Баскаков. Здесь на вологодской земле сформировалось и окрепло его творчество.
Н. Баскаков относится к тому поколению художников, чья юность пришлась на годы военного времени. В 1945 году шестнадцатилетний юноша Коля Баскаков уезжает учиться в Московское художественное училище «Памяти 1905 года», а в 1956 году, после окончания Московского художественного института им. В. Сурикова, Н. Баскаков возвращается на родину.
По возвращении на Вологодчину Н. Баскаков проявляет активную творческую и общественную деятельность и в 1961 году возглавляет Вологодскую организацию Союза художников РСФСР. Художник пишет портреты своих современников, пейзажи Вологды и ее окрестностей, натюрморты.
Город Вологда становится для Н. Баскакова не только основным местом жительства, но и «прибежищем души» мастера, неким «живым организмом», близким ему существом. Город в живописных образах является для художника средоточием его чувств.
В вологодских пейзажах Н. Баскакова зачастую радость бытия омрачается горечью утрат, которые вызваны разрушением облика древнего города, близкого сердцу художника.
Начало 60-х годов было достаточно плодотворным и успешным временем для художника. Он создает ряд замечательных портретов вологжан, своих земляков. Портреты написаны уверенным, лепящим форму мазком. Через гармонию цветовых отношений художник передает свои чувства к модели, прежде всего, как к личности мыслящей и одаренной. Работы Н. Баскакова этого времени лиричны по настроению, согреты теплыми дружескими чувствами живописца к портретируемому. Но вся натура художника заключается в том, что, достигнув определенной поставленной пластической задачи, он не повторяется, не эксплуатирует найденный живописный ход, а стремится к новым свершениям.
Искусство Николая Баскакова, связанное с поисками и экспериментами в пределах самой пластики, и по сей день является необходимым «питательным источником» для современных вологодских художников. Его произведения воспринимаются остро и современно.